Какую выбрать кисть?

Главное о художественных кистях


     Для тех у кого, нет художественного образования разобраться в том, какие есть кисти, краски, холсты, техники и прочем достаточно сложно. Сегодня мы поможем вам понять, какая именно кисть нужна вам, т.к. выбор кисти по большей части зависит от личных предпочтений. Художественная кисть – это основной инструмент, с помощью которого художник реализовывает все свои самые смелые идеи и фантазии, любой замысел на бумаге, холсте и ткани.





      Практически любая кисть состоит из трех частей: ручка, металлическая обойма и пучок волоса. Ручка может быть деревянная, из синтетических материалов или из эксклюзивных материалов (например, слоновая кость или породы некоторых минералов). Обойма – это важный элемент, который отвечает за сохранность волосяного пучка и соединение его с ручкой . Самой надежной является цельнотянутая обойма. Волосяной пучок – это рабочая часть кисти, который собран в определенную форму и имеет определенный размер. Может быть изготовлен как из натуральных, так и из синтетических материалов.




     Основные характеристики, согласно, которых распределяются кисти:

  • форма
  • волос
  • размер

Форма кисти


     По форме кисти можно разделить на большое количество групп.

  • Круглые кисти – самые универсальные, с помощью которых можно наносить краску линией с одинаковой толщиной либо варьирующейся толщиной. Такая кисть идеально подойдет для создания фактуры и работы с деталями. Используется при работе с маслом, акрилом, акварелью, для витражной росписи, декупаже.
  • Плоская кисть – применяется для нанесения широких ровных мазков, получения контура а также для «заливки» полотна широкими полосами. Ней хорошо работать на крупных участках холста, такая кисть удерживает много краски, благодаря густоте волоса. Используется для работы с маслом, акварелью, акрилом, гуашью.


  • Ретушная кисть – применяется для нанесения очень тонких мазков, прорисовки мелких деталей, создания переходов одного цвета в другой в труднодоступных и мелких участках картины. Имеет длинный пучок, скошенный к одному краю. Используется при работе с маслом, гуашью, акрилом.



  • Контурная кисть – кисть сродни плоской, но имеет короче пучок, что придает ей большую упругость и улучшает контроль над качеством мазков, также применяет для создания переходов между цветами и выделения контура. Применяется при всех видах живописи с красками любой вязкости.



  • Трафаретная кисть – используется для нанесения краски вертикальными ударами и нанесения ровного слоя краски через трафарет без потеков, также применяют для лессировки и создания сложных фактурных фонов методом набивки. Имеет тупой и плоский кончик. Применима для работы с темпера, гуашью, акрилом и маслом.



  • Флейц – применяется для свободной живописи заливками, при работе поверх влажной краски, для размытия и смягчения контуров, увлажнения бумаги, заливки однородным или градиентным тоном крупного полотна. Используется в основном для работы с акрилом, маслом, акрилом, гуашью и темпера.



  • Веерная кисть – плоская кисть с негустым пучком в форме веера. Применяется для создания цветовой растяжки, смягчения контраста контуров и фактуры, растушевки, рисования волн, передачи фактуры древесины, меха и травы.


  • Кошачий язык – плоская кисть, которая имеет очертания купола или овала. Универсальная кисть, которая в зависимости от положения может давать такой же эффект как плоская либо круглая. Форма пучка позволяет сделать переход от толстой линии к тонкой, создать плавный переход цветов, прорисовать мелкие детали. Идеально подходит для изображения очертаний лица, круглых объектов. Работает с красками разного типа.



  • Шрифтовые кисти – это разновидность круглой кисти, которая имеет очень длинный волос. Основное назначение – нанесение тонких ровных линий, так же очень удобна в графических работах, идеальны для нанесения надписей, элементов в ботанической иллюстрации. Используются при работе с жидкими и полужидкими красками.



  • Линейная кисть – кисть, которая по форме и свойствам аналогична шрифтовой, но имеет более тонкий волос. Позволяет вести тонкую линию без пробелов и повторного наполнения краской. Требует определенной практики. Используется для работы с темпера, гуашью, акварелью, маслом.




Волос кисти

     Волос кисти может быть как натуральный так и синтетический.

     Волос белки – тонкая, мягкая и эластичная, хорошо держит форму и не ломается, при соприкосновении с полотном волоски не разъединяются и ведут четкий мазок, прекрасно удерживает краску. Применяются в основном для работы с акваралью, гуашью, акрилом, красками на водной основе. Для работы с масляной краской не подходит.






    Колонковый волос – мягкий, упругий пучок состоит из волосков разной длины, благодаря чему при контакте кисти с поверхностью создается капиллярный поток. Кисти присущи хорошие характеристики текучести краски. Предназначена для работы с маслом, акрилом, темперой, гуашью и акварелью.





     Волос пони – средней жёсткости, ближе к мягкому, несколько толще, чес у белки, расстояние между волосками больше, не слишком упругая. Идеально подходит для использования детьми. Применятся для работы с акварелью, гуашью, темпера.

    Козий волос - производится из шерсти, которая остригается с брюшной части, хвоста или бороды, волос может быть разный по толщине и цвету., жесткость средняя, волос упругий, не ломается. Такие кисти хорошо держат краску и не оставляют жестких следов на поверхности. Идеально подойдет для работы с акварелью и гуашью.





     Синтетический волос - очень упругие и эластичные, отличается идеальной формой, гибкостью, что делает такие кисти идеальными для нанесения жидких красок. Эти кисти универсальны и долговечны. Хорошо подходит для работы с синтетическими красками (тепмера и акрил), так же можно использовать при работе с маслом и гуашью.





Размер кистей

     У круглых кистей размер определяется по диаметру пучка, у плоских по ширине пучка и измеряется в миллиметрах, соответствует определенному номеру. Кисти с размером 0 самые тонкие, они собраны из нескольких волосков. Такие кисти делают в основном из колонка. Разница между размером 0 и 1 практически незначительна, а если учитывать способность кистей к стиранию, то в скором времени 1 превратится в 0. Беличью кисть лучше использовать начиная со 2 размера и выше, оптимальный будет 3-4 размер. У плоских кистей нумерация только по четным цифрам – от 2 до 18 размера.


    Пробуйте разные кисти, разные краски, техники и полотна, чтобы остановиться на самом оптимальном для себя варианте - экспериментируйте!